ГБПОУ Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий
Социально-психологическая работа

Социально-психологическая работа

Социально-психологическая работа в техникуме организована  с целью создания условий профилактической поддержки и сопровождения студентов техникума

Основными задачами в работе являются:

1.    охрана здоровья студентов;

2.    адаптация студентов первых курсов. Организация   работы  по формированию образа самосознания «Я - студент» на первых курсах;

3.    организация  работы  со студентами третьих курсов на формирование у них образа «Я – будущий специалист»;

4.    психологическая  подготовка  выпускников;

5.    контроль посещаемости и успеваемости студентов;

6.    профилактика употребления студентами ПАВ, ассоциального поведения, экстремизма, формирование толерантности.

Основными направлениями деятельности социального-педагога и педагога-психолога являются:

  • психологическое сопровождение адаптационного периода первокурсников, основанное на реализации психологической помощи и поддержке студентов в период вхождения в новый коллектив, формирования готовности и способности к самоорганизации и самоконтролю;
  • профориентационное сопровождение студентов на всех этапах профессионального обучения в техникуме, способствующего профессиональному самоопределению, соотнесению своих возможностей с реальными требованиями выбранной специальности;
  • подготовка будущего специалиста к профессиональной деятельности. Задача данного направления - содействие развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
  • содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;
  • содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе образовательной организации;
  • оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.

Вся проводимая  работа позволит улучшить адаптацию студентов к новым условиям обучения в техникуме, к новому статусу «студент».

Педагог-психолог и социальный педагог всегда поможет студентам адаптироваться в техникуме, окажет психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем. Если у студентов возникают проблемы во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, в жизненном самоопределении, или по вопросам обучения и развития они всегда могут найти ответы на консультациях у психолога. Педагог-психолог проводит тренинговые занятия с целью сплочения группы, формирование толерантности и развития личностных качеств.

Правила подготовки к экзаменам (памятка для студента)

- оцени количество дней на подготовку к экзамену (зачету): из общего количества дней до экзамена (зачета) надо вычесть 2 дня перед экзаменом (зачетом), выходные и праздники. Надо учесть, что подготовка может идти и по другим дисциплинам. При оценке интенсивности надо иметь в виду, что время занятий в день ограничено (от 4 до 8 часов);

- попроси близких и родных подбадривать тебя, хвалить за то, что ты делаешь хорошо, так как часто родители не замечают, что ты стараешься, что тоже переживаешь за результат. Пусть не всегда все получается, но все-таки плюсы есть;

- обеспечь себе дома удобное место для занятий. Проследи, чтобы никто и ничто тебе не мешало (телевизор, магнитофон, телефон, разговоры с домашними и т.п.);

- позаботься о сне, увеличь время на сон приблизительно на 1 час, лучше используй дробный сон и 1-2 часа спи днем;

- позаботься о правильном питании, чтобы не было упадка сил, раздражительности и слабости. Грамотное питание: морковь (для лучшего запоминания), лук (от усталости), орехи (повышают выносливость), острый перец, клубника и бананы (улучшают настроение), капуста (для спокойствия), лимон (для энергии), черника (улучшает кровоснабжение мозга), морская рыба (для питания клеток мозга);

- используй эффективное время суток для работы. Самое благоприятное время для восприятия информации с 7.00 до 12.00 часов и с 14.00 до 17-18.00 часов.

Кодекс поведения в конфликте

1. Дай партнеру «выпустить пар»

Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не случится, договориться с ним трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно. Но не высокомерно.

Если человек агрессивен, значит он переполнен отрицательными эмоциями. Представьте, что вокруг вас оболочка, через которую не проходят стрелы агрессии.

2. Потребуй от партнера спокойно обосновать претензии

При этом скажи, что будешь учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметай, спрашивая: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению?».

3. Сбивай агрессию неожиданными приемами

Например, спроси доверительно у партнера совета, задай неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для него. Напомни о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Скажи комплимент, вырази сочувствие… Главное, чтобы твои просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание твоего разъяренного партнера.

4. Не давай партнеру отрицательных оценок, а говори о своих чувствах

Не говори: «вы меня обманываете», лучше: «Я чувствую себя обманутым».

5. Попроси сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий

Проблема это то, что надо решить. Отношение к человеку это фон или условия, в которых приходится ее решать. Определи вместе с партнером проблему и сосредоточься на ней. Не позволяй эмоциям управлять тобой.

6. Предложи партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения

Не ищи виновных и не объясняй создавшее положение, а ищи выход из него. Не останавливайся на первом приемлемом варианте решения, а создавай спектр вариантов. Потом из него выберите лучший.

При поиске путей решения проблемы помни, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Ты и партнер должны быть удовлетворены взаимно. Вы оба должны стать победителями.

Если не смогли договориться о чем-то, то ищи объективную меру для соглашения (нормативы, факты, инструкции и т.п.).

7. В любом случае дай партнеру возможность «сохранить свое лицо»

Не позволяй себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевай его достоинства. Он этого не простит, даже если уступит нажиму. Не затрагивай его личности. Давай оценку только его действиям.

8. Отражай как эхо смысл его высказываний и претензий

Чаще спрашивай: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать именно это?» Эта тактика устраняет недоразумения и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает агрессию.

9. Держись как на острие ножа в позиции «на равных»

Держись в позиции спокойной уверенности, она удерживает партнера от агрессии, помогает обоим не «потерять лицо».

10. Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват

Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.

11. Оформи принятую договоренность и оговори взаимоотношения на будущее

Обязательно подпиши те договоренности, которые удалось достичь на этой встрече.

12. Независимо от результата разрешения противоречия старайся не разрушить отношения

Вырази свое уважение и расположение к партнеру и выскажи сожаление по поводу возникших трудностей.

 

Телефон доверия

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?